Положение о дежурстве учащихся МБОУ «Кокрекская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Положение о дежурстве учащихся МБОУ «Кокрекская СОШ» (далее – Положение) регламентирует организацию трудового воспитания учащихся в МБОУ «Кокрекская СОШ» (далее – школа), в том числе порядок их привлечения к труду (дежурству), как предусмотренному, так и не предусмотренному образовательной программой. 1.2. Положение разработано на основе части 2 статьи 28 и части 4 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письма Минобрнауки от 30.03.2017 № 08-621. 1.3. Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов. 1.4. Функциями трудового воспитания являются: обучающая – овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда; развивающая – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоциональноволевое, социальное развитие; воспитательная – правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность. 1.5. Задачами трудового воспитания являются: формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике; воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности. 2. Организация трудового воспитания 2.1. Трудовое воспитание в школе организуется в рамках основных образовательных программ общего образования, включающих рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы, в том числе через: 1) организацию дежурств, субботников, проектных групп, направленных на выполнение определенной работы; 2) создание и поддержание трудовых традиций в школе; 3) индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности; 4) проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т. д.; 5) проведение профессиональных проб. 2.2. Учащиеся могут привлекаться к труду, не предусмотренному основными образовательными программами общего образования, в порядке, определенном Положением. 2.3. Механизмы организации трудового воспитания в школе: включение в основные общеобразовательные программы мероприятий, направленных на формирование трудолюбия, уважительного отношения к труду, его результатам и др. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования; реализация дополнительных общеобразовательных программ – развитие познавательного интереса к знаниям, потребностей в творческом труде, стремления применять знания на практике; совершенствование учебно-методического обеспечения; обновление кабинетов труда, внедрение моделей взаимодействия школы с организациями профессионального образования и потенциальными работодателями, заинтересованными в перспективных кадрах; создание системы профессиональной ориентации – профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная проба, профессиональная адаптация; формирование основ экономической культуры школьников через активные формы проведения занятий и творческих работ (дежурства, деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т. д.). 3. Привлечение учащихся к дежурствам 3.1. Учащиеся привлекаются к дежурствам, которые предусмотрены основными образовательными программами общего образования, в том числе рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы школы. 3.2. Учащиеся привлекаются к дежурствам и другим видам труда, не предусмотренным основными образовательными программами общего образования, в том числе рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы школы, только при наличии согласия их родителей (законных представителей) или согласия самого совершеннолетнего учащегося. 3.3. Согласие на привлечение к труду оформляется в письменной форме по образцу, указанному в приложении к Положению. 3.4. Привлечение совершеннолетних учащихся без их согласия и несовершеннолетних учащихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду запрещается. 4. Порядок организации дежурств учащихся 4.1. Дежурство каждого учащегося по классу проводится не чаще одного раза в месяц, дежурство по школе (в том числе в столовой) не чаще одного раза в учебную четверть. 4.2. Продолжительность дежурства: для учащихся 5–9-х классов – не более 20 минут; обучающихся 10–11-х классов – не более 30 минут. 4.3. В 5–11-х классах дежурства организует классный руководитель. 4.4. График дежурств определяют классные руководители по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе. График дежурств может корректироваться с учетом занятости учащихся. 4.5. Школа организует дежурства учащихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, санитарными нормами и правилами. 5. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду 5.1. Отказ совершеннолетнего учащегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося от привлечения к труду (в том числе дежурствам), не предусмотренному образовательной программой, оформляется в письменном виде и фиксируется подписью совершеннолетнего учащегося или одного из родителей (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося. 5.2. Школа не предоставляет преимуществ в процессе реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования учащимся, выразившим согласие на участие в труде. 5.3. Недопустимо учитывать отказ учащегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой: при выставлении отметок текущей, промежуточной и итоговой аттестации; при принятии решения о награждении обучающегося похвальным листом, похвальной грамотой. 5.4. За отказ совершеннолетнего учащегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, к учащемуся не могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Минобрнауки от 15.3.2013 № 185, а также меры педагогического воздействия. Приложение к Положению о дежурстве учащихся МБОУ «Кокрекская СОШ» СОГЛАСИЕ на привлечение к труду Я, Иванова Светлана Васильевна, в целях формирования трудовых навыков и сознательного отношения к труду даю согласие на привлечение моего сына Иванова Ивана Ивановича, учащегося 9 «Б» класса, к труду (в том числе дежурствам). МБОУ «Кокрекская СОШ» обязуется следить за тем, чтобы труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда под присмотром ответственных лиц из числа работников школы. Настоящее согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение всего периода обучения в МБОУ «Кокрекская СОШ». 18.11.2020 Иванова Иванова С.В.