Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся МБОУ «Кокрекская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации комплексного проекта модернизации образования по направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования», концепции профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся (далее – портфолио). Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период их обучения с 2-го по 11-й классы. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. 1.2. Цели портфолио: поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся; формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации; обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать их способности практически применять приобретенные знания и умения; формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной. 2. Структура портфолио 2.1. Портфолио состоит из четырех разделов: «Мой портрет», «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов». 2.1.1. Раздел «Мой портрет» включает в себя: личные данные обучающегося; автобиографию (резюме) обучающегося; результаты психологической диагностики обучающегося; информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; результаты проведенного обучающимся самоанализа; описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений; результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося; другие сведения, раскрывающие способности обучающегося. 2.1.2. Раздел «Портфолио документов» включает в себя портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Этот раздел включает в себя: перечень и результаты предметных олимпиад – школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и др., в которых принял участие обучающийся; перечень и результаты мероприятий и конкурсов, проводимых учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др., в которых принял участие обучающийся; перечень и результаты образовательных тестирований и курсов по предметам, которые прошел обучающийся; перечень школьных и межшкольных научных обществ, в которых состоит обучающийся; перечень и результаты мероприятий и конкурсов, организованных муниципальными органами управления образованием, в которых принял участие обучающийся; Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. 2.1.3. Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивные и художественные достижения и др. Этот раздел включает в себя: перечень исследовательских работ и рефератов. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.; перечень проектных работ. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте; техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание; перечень работ по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках; другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указываются продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах; перечень элективных курсов и факультативов, которые посещает обучающийся. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия; различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность; занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указываются название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты; участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указываются тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся; спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда; иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся. 2.1.4. Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самим обучающимся своей конкретной деятельности и ее результатов. Содержание раздела может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр. Этот раздел включает в себя: заключения о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.); рецензии на статьи, опубликованные в средствах массовой информации; отзывы о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлениях на научно-практических конференциях; резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений; эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; рекомендательные письма о прохождении социальной практики; иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности. 2.2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений. 2.3. Разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ. 3. Оформление портфолио 3.1. Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения, в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п. 3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности. 3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: систематичность и регулярность ведения портфолио; достоверность сведений, представленных в портфолио; аккуратность и эстетичность оформления; разборчивость при ведении записей; целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; наглядность. 3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года. 3.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов. 3.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся экспертной группой, назначаемой приказом директора образовательной организации (далее – ОО). В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио. 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося 4.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОО. 4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом: 1) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио; 2) директор ОО разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ; 3) заместитель директора ОО по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОО технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОО; 4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся; 5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы; 6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу. 5. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио 5.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях: федеральный уровень: победитель – 10 баллов; призер – 8 баллов; участник – 3 балла; региональный уровень: победитель – 6 баллов; призер – 5 баллов; участник – 2 балла; муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призер – 3 балла; участник – 1 балл; школьный уровень: победитель, призер – 2 балла. 5.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов), осуществляется следующим образом: сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т. д. – 2 балла за каждый сертификат; удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик (социальной, трудовой, языковой, педагогической и т. д.) – 2 балла за каждое удостоверение и сертификат. 6. Учет результатов портфолио Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается: при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы; в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся; при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников; при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию; при проведении внутришкольного контроля; в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОО (аккредитация ОО, контроль качества образования).