Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений
обучающихся МБОУ «Кокрекская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений
обучающихся общеобразовательных учреждений разработано в целях создания условий
для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования, реализации комплексного проекта модернизации образования по
направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования», концепции
профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих
общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения
системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру,
содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся
(далее – портфолио).
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
образовательных достижений обучающихся в определенный период их обучения с 2-го по
11-й классы.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет
учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности:
учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.
1.2. Цели портфолио:



поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения
и самообучения;









развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности
обучающихся;
формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной
социализации;
обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком
образовательном контексте, продемонстрировать их способности практически
применять приобретенные знания и умения;
формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях
обучающихся.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего
портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как
качественной, так и количественной.
2. Структура портфолио
2.1. Портфолио состоит из четырех разделов: «Мой портрет», «Портфолио документов»,
«Портфолио работ», «Портфолио отзывов».
2.1.1. Раздел «Мой портрет» включает в себя:










личные данные обучающегося;
автобиографию (резюме) обучающегося;
результаты психологической диагностики обучающегося;
информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер,
способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования,
самопознания;
результаты проведенного обучающимся самоанализа;
описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их
достижений;
результаты проведенной работы по профессиональному и личностному
самоопределению обучающегося;
другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.

2.1.2. Раздел «Портфолио документов» включает в себя портфель сертифицированных
(документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Этот раздел включает в себя:
перечень и результаты предметных олимпиад – школьных, муниципальных,
региональных,
 всероссийских и др., в которых принял участие обучающийся;


перечень и результаты мероприятий и конкурсов, проводимых учреждениями
дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и
др., в которых принял участие обучающийся;
 перечень и результаты образовательных тестирований и курсов по предметам,
которые прошел обучающийся;
 перечень школьных и межшкольных научных обществ, в которых состоит
обучающийся;
 перечень и результаты мероприятий и конкурсов, организованных
муниципальными органами управления образованием, в которых принял участие
обучающийся;


Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
2.1.3. Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих,
проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и
направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях,
конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик,
спортивные и художественные достижения и др.
Этот раздел включает в себя:















перечень исследовательских работ и рефератов. Указываются изученные
материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.;
перечень проектных работ. Указывается тема проекта, дается описание работы.
Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или
электронном варианте;
техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная
работа, дается ее краткое описание;
перечень работ по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в
выставках;
другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре,
хоре. Указываются продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и
концертах;
перечень элективных курсов и факультативов, которые посещает обучающийся.
Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой
проходили занятия;
различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая.
Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила, ее
продолжительность;
занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных
курсах. Указываются название учреждения или организации, продолжительность
занятий и их результаты;
участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указываются
тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в
нем обучающихся;

спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях,
наличии спортивного разряда;
 иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские
способности обучающихся.


2.1.4. Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения
обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями,
возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а
также письменный анализ самим обучающимся своей конкретной деятельности и ее
результатов. Содержание раздела может быть представлено в виде текстов заключений,
рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.
Этот раздел включает в себя:








заключения о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и
др.);
рецензии на статьи, опубликованные в средствах массовой информации;
отзывы о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного
образования, о выступлениях на научно-практических конференциях;
резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных
достижений;
эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
рекомендательные письма о прохождении социальной практики;
иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным
видам деятельности.

2.2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования
документов,
помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть
портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений.
2.3. Разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть
портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и
потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном
учреждении образовательных программ.
3. Оформление портфолио
3.1. Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в
соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения, в папке с
файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио
дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п.
3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:








систематичность и регулярность ведения портфолио;
достоверность сведений, представленных в портфолио;
аккуратность и эстетичность оформления;
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
наглядность.

3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые
сведения фиксируются в портфолио в течение года.
3.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки
(рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе
ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
3.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся экспертной группой,
назначаемой приказом директора образовательной организации (далее – ОО). В состав
экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся
имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их
портфолио.
4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении
портфолио обучающегося
4.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся,
классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог,
педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОО.
4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками
образовательного процесса распределяются следующим образом:
1) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
2) директор ОО разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу,
обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников
образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для
мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания;
осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;
3) заместитель директора ОО по учебно-воспитательной работе организует работу по
реализации в практике работы ОО технологии портфолио как метода оценивания
индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за
деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОО;
4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования
портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по

формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет
посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами
дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио;
осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает
обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые
документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися,
направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся;
5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят
информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио;
предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио;
организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов;
разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по
предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по
предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;
6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику;
ведут
коррекционно-развивающую и консультативную работу.
5. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио
5.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях,
конференциях:
федеральный уровень: победитель – 10 баллов; призер – 8 баллов; участник – 3
балла;
 региональный уровень: победитель – 6 баллов; призер – 5 баллов; участник – 2
балла;
 муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призер – 3 балла; участник – 1
балл;
 школьный уровень: победитель, призер – 2 балла.


5.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в
учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в
рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в
дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных
экзаменов), осуществляется следующим образом:
сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных
фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т. д. – 2 балла за
каждый сертификат;
 удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик
(социальной, трудовой, языковой, педагогической и т. д.) – 2 балла за каждое
удостоверение и сертификат.


6. Учет результатов портфолио
Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам
портфолио) учитывается:







при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных
предметов, профильные классы;
в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и
руководящих работников;
при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на
квалификационную категорию;
при проведении внутришкольного контроля;
в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОО (аккредитация
ОО, контроль качества образования).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(928) 556-65-10

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».