Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений
обучающихся МБОУ «Кокрекская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений
обучающихся общеобразовательных учреждений разработано в целях создания условий
для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования, реализации комплексного проекта модернизации образования по
направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования», концепции
профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих
общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения
системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру,
содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся
(далее – портфолио).
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
образовательных достижений обучающихся в определенный период их обучения с 2-го по
11-й классы.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет
учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности:
учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.
1.2. Цели портфолио:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения
и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности
обучающихся;
формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной
социализации;
обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком
образовательном контексте, продемонстрировать их способности практически
применять приобретенные знания и умения;
формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях
обучающихся.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего
портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как
качественной, так и количественной.
2. Структура портфолио
2.1. Портфолио состоит из четырех разделов: «Мой портрет», «Портфолио документов»,
«Портфолио работ», «Портфолио отзывов».
2.1.1. Раздел «Мой портрет» включает в себя:
личные данные обучающегося;
автобиографию (резюме) обучающегося;
результаты психологической диагностики обучающегося;
информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер,
способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования,
самопознания;
результаты проведенного обучающимся самоанализа;
описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их
достижений;
результаты проведенной работы по профессиональному и личностному
самоопределению обучающегося;
другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
2.1.2. Раздел «Портфолио документов» включает в себя портфель сертифицированных
(документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Этот раздел включает в себя:
перечень и результаты предметных олимпиад – школьных, муниципальных,
региональных,
всероссийских и др., в которых принял участие обучающийся;
перечень и результаты мероприятий и конкурсов, проводимых учреждениями
дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и
др., в которых принял участие обучающийся;
перечень и результаты образовательных тестирований и курсов по предметам,
которые прошел обучающийся;
перечень школьных и межшкольных научных обществ, в которых состоит
обучающийся;
перечень и результаты мероприятий и конкурсов, организованных
муниципальными органами управления образованием, в которых принял участие
обучающийся;
Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
2.1.3. Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих,
проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и
направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях,
конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик,
спортивные и художественные достижения и др.
Этот раздел включает в себя:
перечень исследовательских работ и рефератов. Указываются изученные
материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.;
перечень проектных работ. Указывается тема проекта, дается описание работы.
Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или
электронном варианте;
техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная
работа, дается ее краткое описание;
перечень работ по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в
выставках;
другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре,
хоре. Указываются продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и
концертах;
перечень элективных курсов и факультативов, которые посещает обучающийся.
Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой
проходили занятия;
различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая.
Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила, ее
продолжительность;
занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных
курсах. Указываются название учреждения или организации, продолжительность
занятий и их результаты;
участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указываются
тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в
нем обучающихся;
спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях,
наличии спортивного разряда;
иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские
способности обучающихся.
2.1.4. Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения
обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями,
возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а
также письменный анализ самим обучающимся своей конкретной деятельности и ее
результатов. Содержание раздела может быть представлено в виде текстов заключений,
рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.
Этот раздел включает в себя:
заключения о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и
др.);
рецензии на статьи, опубликованные в средствах массовой информации;
отзывы о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного
образования, о выступлениях на научно-практических конференциях;
резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных
достижений;
эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
рекомендательные письма о прохождении социальной практики;
иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным
видам деятельности.
2.2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования
документов,
помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть
портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений.
2.3. Разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть
портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и
потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном
учреждении образовательных программ.
3. Оформление портфолио
3.1. Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в
соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения, в папке с
файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио
дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п.
3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
систематичность и регулярность ведения портфолио;
достоверность сведений, представленных в портфолио;
аккуратность и эстетичность оформления;
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
наглядность.
3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые
сведения фиксируются в портфолио в течение года.
3.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки
(рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе
ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
3.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся экспертной группой,
назначаемой приказом директора образовательной организации (далее – ОО). В состав
экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся
имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их
портфолио.
4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении
портфолио обучающегося
4.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся,
классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог,
педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОО.
4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками
образовательного процесса распределяются следующим образом:
1) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
2) директор ОО разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу,
обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников
образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для
мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания;
осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;
3) заместитель директора ОО по учебно-воспитательной работе организует работу по
реализации в практике работы ОО технологии портфолио как метода оценивания
индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за
деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОО;
4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования
портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по
формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет
посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами
дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио;
осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает
обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые
документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися,
направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся;
5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят
информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио;
предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио;
организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов;
разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по
предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по
предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;
6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику;
ведут
коррекционно-развивающую и консультативную работу.
5. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио
5.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях,
конференциях:
федеральный уровень: победитель – 10 баллов; призер – 8 баллов; участник – 3
балла;
региональный уровень: победитель – 6 баллов; призер – 5 баллов; участник – 2
балла;
муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призер – 3 балла; участник – 1
балл;
школьный уровень: победитель, призер – 2 балла.
5.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в
учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в
рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в
дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных
экзаменов), осуществляется следующим образом:
сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных
фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т. д. – 2 балла за
каждый сертификат;
удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик
(социальной, трудовой, языковой, педагогической и т. д.) – 2 балла за каждое
удостоверение и сертификат.
6. Учет результатов портфолио
Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам
портфолио) учитывается:
при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных
предметов, профильные классы;
в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и
руководящих работников;
при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на
квалификационную категорию;
при проведении внутришкольного контроля;
в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОО (аккредитация
ОО, контроль качества образования).