Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся МБОУ «Кокрекская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Положение о системе оценивания (далее – Положение) определяет структуру школьной системы оценки образовательных достижений обучающихся, устанавливает единые требования к организации и технологии оценивания в МБОУ «Кокрекская СОШ» (далее – Школа). 1.2. Положение разработано на основании: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС НОО, ФГОС ООО,ФГОС СОО; устава Школы. 1.3. Настоящее Положение является локальным актом образовательной организации, утверждается педагогическим советом Школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, и обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений. 1.4. Целями системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются: создание единой системы оценивания и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на образовательные достижения обучающихся; получение объективной информации об образовательных достижениях обучающихся, тенденциях их изменения и причинах, влияющих на их уровень; повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием; принятие обоснованных управленческих решений администрацией Школы. 1.5. Задачами системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются: формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к их измерению; повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования; проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений обучающихся для успешной реализации ФГОС и внесение необходимых корректив в образовательную деятельность; обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательных отношений; содействие повышению квалификации педагогических работников, принимающих участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся. 1.6. Принципами построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются: объективность, достоверность, полнота и системность информации; реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости; открытость, прозрачность процедур оценивания; прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты; доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных групп потребителей; соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания. 1.7. Система оценивания в Школе включает технологию оценивания, виды и формы контроля результатов освоения образовательной программы начального, основного и среднего общего образования. Особенностью системы оценивания освоения ФГОС является комплексный подход к оценке результатов образования: оценка предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. 1.8. Успешность освоения программы первоклассниками характеризуется качественной оценкой в конце учебного года. Успешность освоения учебных программ обучающихся со 2-го по 11-й класс определяется по пятибалльной шкале оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Оценка «1» может быть выставлена в случае, если она предусмотрена критериями оценивания в программе автора. Пятибалльная шкала в соответствии с ФГОС соотносится с тремя уровнями успешности (необходимый/базовый, программный и высокий). Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме. Качество освоения программы Уровень успешности Отметка по 5-балльной шкале 90–100 процентов Высокий «5» 66–89 процентов Программный/повышенный «4» 50–65 процентов Необходимый/базовый «3» Меньше 50 процентов Ниже необходимого «2» 1.9. В системе оценивания определены следующие основные виды контроля: входной (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года. Носит диагностический характер. Цель входного контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки обучающегося, уровень его знаний, а также (в соответствии с ФГОС) универсальных учебных действий (УУД), связанных с предстоящей деятельностью; промежуточный, тематический контроль проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов с образцом; итоговый контроль предполагает комплексную проверку (стандартизированные контрольные работы) образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года, а также в формате ГИА. 1.10. В системе оценивания в соответствии с ФГОС приоритетными становятся формы контроля: продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, метапредметные диагностические работы, диагностика результатов личностного развития учащихся и учебных и внеучебных достижений. 1.11. Новые формы, средства и методы контроля призваны обеспечить комплексную оценку образовательных результатов, включая предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, для оказания педагогической поддержки обучающимся. 1.12. Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов являются классные журналы, дневники наблюдений, портфолио. 1.13. Технология оценивания определятся в данном Положении на каждом уровне обучения. 2. Технология оценивания на уровне начального общего образования 2.1. Цели оценочной деятельности направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 2.1.1. Личностные результаты обучающихся определяются через сформированность личностных УУД: сформированность внутренней позиции обучающегося; принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности, эмоциональноположительное отношение обучающегося к образовательной организации; сформированность самооценки (способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении) и мотивации к учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, поиск и установление личностного смысла учения обучающимися; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению этого разрыва; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при ее разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей. 2.1.2. Оценка метапредметных результатов обучающихся направлена на выявление индивидуальной динамики развития школьников с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов за текущий и предыдущий периоды. Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; способность самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. 2.1.3. Предметные результаты обучающихся определяются через сформированность результатов по отдельным предметам: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. 2.2. Оценка результатов 2.2.1. Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, и предметом оценки является эффективность воспитательно-образовательной деятельности Школы. 2.2.2. В рамках системы внутренней оценки используется оценка сформированности отдельных личностных результатов, отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности. Такая оценка осуществляется при поддержке психолого-педагогической службы сопровождения Школы, направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка; систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач. 2.2.3. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» рабочей программы по каждому предмету и внеурочной деятельности. 2.2.4. Оценка метапредметных результатов обучающихся проводится учителем, классным руководителем совместно с педагогом-психологом. 2.2.5. Основными показателями уровня развития метапредметных умений (умения учиться) являются: уровень развития учебно-познавательного интереса; уровень формирования целеполагания; уровень формирования учебных действий; уровень формирования контроля; уровень формирования оценки. 2.2.6. Оценка предметных результатов проводится как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности образовательной организации, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. 2.2.7. Для отслеживания уровня усвоения предметных достижений используются входные и итоговые проверочные работы; тестовые диагностические работы; текущие проверочные работы; комплексные (интегрированные) проверочные работы; портфолио ученика и т. д. 2.3. Процедуры оценивания 2.3.1. Оценивание обучающихся 1-го класса осуществляется в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, а также письменных заключений учителя по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с письмом Минобразования России от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение 1-го года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков. 2.3.2. Успешность усвоения программ обучающимися 1-го класса характеризуется качественной оценкой. Учитель составляет характеристику образовательных достижений обучающегося. 2.3.3. Со 2-го класса текущая и итоговая оценка результатов обучения выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2». В журнал выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное чтение стихотворений наизусть, пересказы. 2.3.4. На уровне начального общего образования учителем используются разнообразные методы оценивания: наблюдение за определенными аспектами деятельности обучающихся или их продвижением; оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих заданий, выполняемых обучающимися как индивидуально, так и в парах, группах; тестирование (для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний); оценка открытых ответов, даваемых учеником в свободной форме, – как устных, так и письменных; оценка закрытых или частично закрытых ответов (задания с выбором ответов, задания с коротким свободным ответом); оценка результатов рефлексии обучающихся (листы самоанализа, листы достижений, дневники учащихся и др.). 2.3.5. За задачи, решенные при изучении новой темы, текущая отметка ставится только положительная. За каждую задачу проверочной/контрольной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. 2.3.6. Предметные четвертные отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за уровень начального общего образования выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. 2.3.7. Оценка предметных результатов на уровне начального общего образования производится на основе трех уровней успешности: максимального (повышенного), программного и базового. Программный уровень имеет два уровня – повышенный и программный. Предметные результаты обучающихся, не достигших базового уровня, характеризуются как ниже необходимого/базового уровня. Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой оценки. 3. Технология оценивания на уровне основного общего образования 3.1. Цели оценочной деятельности 3.1.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности Школы и педагогических кадров (в соответствии с целями аккредитации и аттестации). 3.1.2. Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных УУД, определяемых по трем основным блокам: сформированность основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. 3.1.3. Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. Основными объектами оценки метапредметных результатов являются: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 3.1.4. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. 3.1.5. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 3.2. Оценка результатов 3.2.1. На итоговую оценку на уровне основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты. Она формируется на основе: результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценок за работы, выносимые на ГИА. 3.2.2. В соответствии с требованиями ФГОС ООО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе разработанного инструментария. Оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. 3.2.3. Особенности оценки метапредметных результатов на уровне основного общего образования заключаются в комплексном использовании материалов: входной и итоговой диагностики (два раза в год); текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе; текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий. 3.2.4. Особенности оценки предметных результатов заключаются в использовании уровневого подхода, предполагающего выделение базового уровня достижений. Реальные достижения обучающихся основной школы могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. 3.2.5. В соответствии с ФГОС ООО выделены следующие уровни достижений обучающихся: высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»); программный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); необходимый базовый уровень достижения планируемых результатов, оценка «удовлетворительно» (отметка «3»); ниже необходимого уровня достижения планируемых результатов, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). 3.2.6. Высокий, программный и базовый уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интереса к данной предметной области. 3.2.7. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования. Недостижение базового уровня (пониженный или ниже необходимого уровень достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Критерием освоения учебного материала является выполнение не менее 50 процентов заданий базового уровня или получение 50 процентов от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. 3.3. Процедуры оценивания 3.3.1. Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. 3.3.2. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. 3.3.3. Оценка достижения метапредметных результатов ведется также в рамках системы промежуточной аттестации. 3.3.4. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные фиксируются и анализируются в «Портфеле достижений» ученика основной школы. 3.3.5. Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учетом которой осуществляется прием в профильные классы в 10-й класс. В характеристике обучающегося: отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося; даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учетом выбора, сделанного выпускником, а также с учетом успехов и проблем обучающегося. 3.3.6. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведется каждым учителем-предметником и фиксируется в классных журналах и дневниках обучающихся на бумажных и электронных носителях. 3.3.7. Оценки (в том числе в форме отметок) фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных). 4. Технология оценивания на уровне среднего общего образования 4.1. Цели оценочной деятельности 4.1.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности на уровне среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности Школы и педагогических кадров (в соответствии с целями аккредитации и аттестации). 4.1.2. Основным объектом системы оценки результатов образования на уровне среднего общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП. 4.1.3. Конечная цель контрольно-оценочной деятельности обучающихся заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. 4.1.4. Личностные результаты на уровне среднего общего образования определяются на основе полной сформированности: гражданской идентичности; социальных компетенций; навыков самообразования на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации; готовности к выбору дальнейшего профильного образования после окончания школы. 4.1.5. Основными объектами оценки метапредметных результатов обучающихся являются: готовность к самостоятельному проектированию; сформированность коммуникативных компетенций для межличностного общения; практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности; овладение стратегией смыслового чтения и работы с информацией для ее дальнейшей интерпретации; адекватное использование цифровых образовательных ресурсов в интернете для обеспечения потребностей самостоятельной познавательной деятельности; построение умозаключений и принятие решений на основе критического отношения к получаемой информации. 4.1.6. Оценка предметных результатов на уровне среднего общего образования представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательной деятельности – учебных предметов. 4.2. Оценка результатов 4.2.1. На итоговую оценку на уровне среднего общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты. 4.2.2. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 10–11-х классах проводится в следующих формах: итоговая контрольная работа, переводные письменные и устные зачеты, собеседование, итоговый опрос, тестирование, защита рефератов, творческих и исследовательских работ, защита проектов, зачет; защита реферата/исследовательской работы предполагает предварительный выбор обучающимся интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя или научного руководителя, глубокое изучение выбранной проблемы, специальной литературы и изложение основных положений и выводов реферата/исследования. Не позднее чем за неделю до проведения аттестации исследовательская работа представляется на рецензию учителю. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией и выставляет оценку ученику после защиты реферата/исследования; тестирование по предмету проводится по готовым тестам, утвержденным педагогическим советом Школы. 4.2.3. Годовая отметка по учебному предмету в 10-м переводном классе выставляется учителем на основе среднего арифметического между отметками за полугодие. 4.2.4. Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки в форме ГИА-11. 4.3. Процедуры оценивания 4.3.1. Оценка предметных результатов на уровне среднего общего образования производится на основе трех уровней успешности: максимального, программного и базового. Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой оценки. 5. Ведение документации 5.1. Общие положения 5.1.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в классных и электронных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Годовые отметки выставляются в переводных классах по учебным предметам с учетом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год. 5.1.2. Родители (законные представители) ученика должны быть своевременно проинформированы или им должно быть вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных обучающимся в ходе промежуточной аттестации. 5.1.3. Письменные работы и протоколы устных ответов учеников в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах образовательной организации в течение одного года. 5.1.4. Отметка обучающегося за четверть или полугодие, как правило, не может превышать среднюю арифметическую (округленную по законам математики) оценку результатов контрольных, лабораторных, практических и самостоятельных работ, устных ответов, имеющих контрольный характер. Отметка за четверть или полугодие выставляется учителем при наличии не менее трех отметок у обучающихся. 5.1.5. Четвертные (полугодовые), годовые отметки выставляются за три дня до начала каникул или начала аттестационного периода. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического совета Школы о переводе учащегося обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов – в письменном виде под подпись родителей обучающегося с указанием даты ознакомления. 5.2. Ведение документации учителем 5.2.1. Учитель по каждому предмету составляет рабочую программу, включая тематическое планирование, которая является основой планирования его педагогической деятельности. 5.2.2. Классный и электронный журналы являются главными документами учителя и заполняются ежедневно в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием. 5.2.3. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются учителем следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная обучающимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. 5.2.4. Для коррекции своей работы учитель два раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности обучающихся, учитывая следующие данные: динамику развития обучающихся за учебный период: уровень усвоения обучающимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ); уровень сформированности учебной деятельности обучающихся (в сравнении с предыдущим полугодием); выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению; сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы, тематического планирования, классного и электронного журнала). 5.2.5. При переводе ученика в следующий класс или переходе в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки, соответствующие качеству усвоения предмета. 5.3. Ведение документации обучающимися 5.3.1. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку, для выполнения домашнего задания используется рабочая тетрадь. Учитель регулярно осуществляет проверку работ в данной тетради. 5.3.2. Портфолио обучающихся является формой фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника. Пополняет «Портфолио» и оценивает его материалы обучающийся. 5.4. Ведение документации администрацией Школы 5.4.1. В своей деятельности администрация Школы использует все необходимые материалы учителей, обучающихся и психолого-педагогической службы сопровождения для создания целостной картины реализации и эффективности обучения в Школе. 5.4.2. Все материалы, получаемые от участников образовательных отношений, заместитель директора Школы классифицирует по классам, по отдельным обучающимся. 5.4.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей заместитель директора Школы проводит педагогический анализ эффективности работы педагогического коллектива. 6. Права и обязанности участников образовательных отношений 6.1. Права и обязанности обучающихся 6.1.1. Обучающиеся имеют право: на собственную оценку своих достижений и трудностей; участие в разработке критериев оценки работы; самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий; оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и на оценку навыковой стороны обучения; ошибку и время на ее ликвидацию. 6.1.2. Обучающиеся обязаны: по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе; овладеть способами оценивания, принятыми на уровне начального, основного и среднего общего образования; освоить обязательный минимум УУД в соответствии с ФГОС. 6.2. Права и обязанности учителя 6.2.1. Учитель имеет право: на оценочное суждение по поводу работы обучающихся; оценивать работу обучающихся по их запросу и по своему усмотрению. Оценка обучающихся должна предшествовать оценке учителя; оценивать обучающегося только относительно его собственных возможностей и достижений; оценивать деятельность обучающихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы. 6.2.2. Учитель обязан: соблюдать правила оценочной безопасности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у обучающихся; оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; вести учет продвижения обучающихся в освоении УУД в классном и электронном журналах; доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи обучающихся за четверть (полугодие) и учебный год. 6.3. Права и обязанности родителей 6.3.1. Родитель имеет право: знать о принципах и способах оценивания в Школе; на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка; на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка. 6.3.2. Родитель обязан: знать основные моменты данного Положения; информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей. 7. Ответственность сторон 7.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи Школы: формирование основы умения учиться (становление контрольно-оценочной самостоятельности) у обучающихся. 7.2. При нарушении основных принципов системы оценивания одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации Школы с целью защиты своих прав в установленном уставом Школы порядке.