МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ НОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОКРЕКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 368020. Республика Дагестан. Хасавюртовский район. сел. Кокрек. ул. Г.Цадасы 3 ИНН 0534024431, ОГРН 1020501766229, тел: +79285566510, e-mail omarov.58@list.ru , адрес сайта: http://kokre.dagestanschool.ru Принято На педагогическом совете МБОУ «Кокрекская СОШ» Протокол № 1 от «_28»» 08_2020 г. УТВЕРЖДАЮ. Директор МБОУ «Кокрекская СОШ» ___________ Х.Н.Омаров Приказ №1/48 от «01»09 2020г. ПРОГРАММА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ КОКРЕКСКАЯ СОШ Пояснительная записка Одной из важнейших задач совершенствования организации школьного питания является формирование у детей культуры здорового питания, повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, работников сферы школьного питания в части формирования культуры здорового питания, а также осуществление соответствующей просветительской работы среди детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива. Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, ющихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обу обучения чения с учетом возрастного подхода. Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры уры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой во возможно зможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни. Здоровье подрастающего поколения катастрофически ухудшается. По свидетельству специалистов, при поступлении в школу имеет различные заболевания каждый десятый ребенок, при выпуске все совершенно наоборот - лишь каждый десятый не имеет отклонений по здоровью. И наряду с нарушениями костно костно-мышечной мышечной системы значительное место занимают заболевания органов пищеварения, эндокринной системы, болезни, связанные с нарушением обмена веществ. Поэтому одна из главных задач школы сегодня - помочь детям осознать ценность здоровья и назначение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны знать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального сбалансированного питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, способности к обучению, профилактике заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов во все возрастные периоды. Соблюдение принципов рационального, сбалансированного питания, оптимальное формирование рациона питания учащихся, правильное составление меню и приготовление пищи - важнейшие компоненты оздоровления детей с болезнями органов пищеварения и нарушениями обмена веществ. Организация хорошего питания в школе обуславливается и тем, что большинство родителей с утра до вечера находятся на работе, поэтому главным образом на школе лежит функция организации правильного питания. Поэтому в программе « Культура здорового питания школьников» здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности. В реализации программы «Культура здорового питания школьников» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, социальный педагог, медицинский работник и технический персонал. Цель программы Создание условий, способствующих укреплению здоровья учащихся через формирование навыков правильного здорового питания. Задачи программы Способствовать формированию здоровой личности. Добиться увеличения охвата обучающихся горячим питанием. Внедрить новые формы организации питания. Обеспечить благоприятные условия для качественного образовательного процесса. Сотрудничество системы образования с семьей, общественностью по формированию культуры здорового питания. Взаимодействие всех участников образовательного процесса, делегирование полномочий и разделение ответственности за сохранение и укрепление здоровья школьников. В программе принимают участие: Родители обучающихся: организация контроля за питанием: родительский комитет класса и школы. Администрация: индивидуальные беседы; -пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди участников образовательного процесса, основ здорового образа жизни. Педагогический коллектив: совещания; родительские собрания, классные часы, беседы о ЗОЖ, рациональном питании; пропаганда здорового образа жизни. Медицинские работники: индивидуальные беседы; контроль за здоровьем обучающихся; контроль за состоянием столовой и пищеблока. Социальный педагог: выявление неблагополучных семей, посещение на дому; помощь в выборе занятий по интересам; санитарно-гигиеническое просвещение. Основные мероприятия программы: Предоставление школьникам качественного, сбалансированного и рационального питания, соответствующего физиологическим потребностям детей разных возрастных групп по энергетической ценности. Соответствие ежедневного меню нормам СанПиН. Соответствие обеденного зала нормам СанПиН. Разнообразные формы питания. Культура принятия пищи. Максимальный контроль за качеством питания. Максимальный охват школьников питанием. Разъяснительная и профилактическая работа по вопросам здорового питания и пропаганда здорового питания, как среди школьников, так и их родителей. Оснащение пищеблока современным технологическим оборудованием, качественной посудой. Работа Совета общественного контроля по питанию согласно плану мероприятий. Реализация программы: Данная программа рассчитана на два года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию. Следует уделить особое внимание выявлению уровня культуры здорового питания учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения, а также просвещение родителей в вопросах культуры здорового питания детей с мониторингом оздоровительной работы в школе. Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включения педагогического коллектива в процесс реализации данной программы. Осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ 1-е направление организационно-аналитическая работа № Основные мероприятия п\п Срок 1 Совещание при директоре по вопросам организации и Сентябрь, развития школьного питания с привлечением май родительской общественности. 2 Заседание родительского комитета школы совместно Октябрь, с классными руководителями по организации февраль питания по вопросам: охват учащихся горячим питанием; профилактика инфекционных заболеваний. -обеспечение учащихся из малообеспеченных семей льготным питанием Сентябрь, Совещание с классными руководителями: -обеспечение учащихся из малообеспеченных семей январь льготным питанием; -комплексный контроль за документацией, качеством питания; 3 Исполнители Директор школы, зам. директора по ВР, Совет общественного контроля за организацией питания, ответственный за питание Родительский комитет Администрация, Ответственный за питание, классные руководители. 4 Организация работы бракеражной комиссии по питанию В течение года 5 Осуществление ежедневного контроля за работой В течение столовой, буфета, проведение целевых тематических года проверок Администрация, Ответственный за питание, Совет общественного контроля за организацией питания Администрация, Совет общественного контроля за организацией питания, фельдшер 2 направление: методическое обеспечение № Основные мероприятия п\п Срок Исполнители 1 В течение года Зам. директора по ВР, ответственный по питанию, фельдшер 2 Организация консультаций для классных руководителей: культура поведения учащихся во время приема пищи; соблюдение санитарногигиенических требований; организация горячего питания - залог сохранения здоровья Обобщение и распространение положительного В течение опыта по вопросам организации и развития года школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся. Администрация, Совет общественного контроля за организацией питания, ответственный по питанию 3-е направление: работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся № Основные мероприятия п\ п Просветительская работа с учащимися 1 2 3 Срок В Проведение классных часов по темам: « Здоровое течение питание»; «Зажигаем витаминно, чисто, ярко и спортивно»»; года «Здоровое питание-залог здоровья»; «Пища настоящего и будущего: что есть, а что не есть... вот в чем вопрос» (для учащихся основной и старшей школы); «Хлеб-драгоценность, им не сори» В течение Цикл бесед: «Азбука здорового питания» (для года учащихся начальной и основной школы); «Берегите свою жизнь» (для учащихся 3-4кл.). Проведение игр, конкурсов, викторин по проблеме В течени е формирования культуры питания школьников: года «Полезные советы сказочных героев» (1-2 кл.); «В гостях у доктора Айболита» (3-4 кл.); «Что? Где? Когда?» (3кл.); Викторина «Азбука Исполнители Классные руководители, фельдшер Зам. директора по ВР, классные руководители, фельдшер Зам. директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор 4 Конкурс рисунков среди учащихся 1 - 4 классов «О вкусной и здоровой пище». Выпуск рекламных плакатов «Новое поколение выбирает правильное питание» (1-4 кл.) Конкурс «Витаминный день» Анкетирование учащихся по вопросам питания 5 Работа по оздоровлению обучающихся в летний период 6 Второе полугоди е Учитель ИЗО, классные руководители, педагогорганизатор Октябрь, февраль, апрель Июнь Зам. директора по ВР, классные руководители Зам. директора по ВР, начальник лагеря дневного пребывания детей, фельдшер 7 4 направление: работа с родителями по вопросам организации школьного питания № Основные мероприятия Срок п\п 1 Проведение классных и общешкольных родительских В течение года собраний по темам: «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни», «Народные традиции и их роль в формировании семейной культуры здорового питания», «Питание и здоровье ребенка». Итоги медицинских осмотров учащихся Исполнители Фельдшер, классные руководители 5-е направление: организация работы по улучшению материальнотехнической базы столовой, расширению сферы услуг для учащихся и родителей № Основные мероприятия Срок п/п Работа по эстетическому оформлению обеденного Сентябрь 1 зала столовой декабрь 2 3 4 Разработка новых блюд, изделий, их внедрение в систему школьного питания В течение года Апробирование новых форм организации школьного питания В течение года Ответственный по питанию Зав. производством, Совет общественного контроля за организацией питания Зав. производством, администрация Обеспечение столовой новым технологическим В течение Администрация школы оборудованием, посудой, разделочным года инструментом 8 6-е направление: создание печатной и электронной продукции № Название мероприятия п/п 1 Исполнители Создание информационных буклетов для учащихся и родителей Сроки Ответственный Сентябрь Творческая группа 2 3 Изготовление презентаций на дисках для проведения лекториев по проблеме здорового питания Создание странички на сайте школы «Питание школьников» Творческая группа В течение года 2 раза в год Учитель информатики 7-е направление: мониторинг организации здорового питания обучающихся в школе № Название п/п мероприятия 1 Изучение уровня владения основами здорового питания 2 Мнение участников образовательного процесса о качестве школьного питания 3 Форма проведения Мониторинговое исследование Социологическое исследование Сроки Ответственный Октябрь Март-май Зам. директора по ВР Сентябрь Декабрь Ответственный за питание «Ваши предложения на новый Анкетирование АпрельОтветственный за учебный год по развитию родителей май питание, классные школьного питания» руководители Ожидаемые конечные результаты программы: сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения; повышение приоритета здорового питания; повышение мотивации к здоровому образу жизни; улучшение состояния здоровья детей по показателям заболеваний, зависящих от качества потребляемой пищи; повышение качества питания участников образовательного процесса; обеспечение всех обучающихся питанием; обеспечение льготным питанием детей из социально-незащищенных семей; снижение доли школьников с заболеваниями ЖКТ;