Положение о тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ

Положение о тьюторском сопровождении обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение о тьюторском сопровождении (Положение) регламентирует
деятельность специалистов (тьюторов) школы-интерната в рамках создания условий
для удовлетворения индивидуальных особых образовательных потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью
в процессе обучения, воспитания и социальной адаптации на уровне
начального, основного общего образования.
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, которая основана на
взаимодействии тьютора и педагога. В ходе взаимодействия специалисты выстраивают
индивидуальную образовательную траекторию: педагог осознает и реализует свои
собственные образовательные цели; тьютор выступает в роли сопровождающего и
наставника, который помогает поставить цель, организовать внутренние и внешние
ресурсы для ее достижения.
Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная
траектория обучающегося с ОВЗ. Индивидуальная образовательная траектория
предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), а
также разработанный способ его реализации.
1.2. Положение разработано в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;















приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»;
постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"»
(далее – СанПиН 1.2.3685-21);
письмом Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»;
приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования"»;
приказом Минтруда от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении
профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»;
уставом МБОУ Кокрекская СОШ;
локальными нормативными актами МБОУ Кокрекская СОШ.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
2.1. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ) построение образовательного
процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических
особенностей обучающихся, в частности предполагается возможность разработки
индивидуальных учебных планов.
Реализация Адаптированных основных общеобразовательных программ образования
(АООП) и Специальных индивидуальных образовательных программ (СИПР)
сопровождается поддержкой тьютора.
2.2. Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной
образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ,
образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических
материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация
занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация
коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его
интересов и особенностей в социальные проекты).

3. ФУНКЦИИ ТЬЮТОРА
Организуя тьюторское сопровождение, тьютор осуществляет следующие функции:
диагностическая: сбор данных об обучающихся методом наблюдения и
методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах,
сильных и слабых сторонах, возможностях, задатках и предпосылках
дальнейшего развития;
 проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления
имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств
и процедур тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным
особенностям восприятия оказываемой помощи;
 реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в
образовательном пространстве школы-интерната и поддержка обучающихся
при решении возникающих затруднений и проблем;
 аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по
индивидуальным программам, за прохождением индивидуальных маршрутов
и за результатами самоопределения обучающихся.


4. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА
4.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной
инструкцией, рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума и
может быть реализована с помощью:





проектной технологии;
технологии группового и индивидуального консультирования;
тренинговой технологии;
информационных технологий.

4.1.1. Основные формы тьюторского сопровождения:
– индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной
организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой
обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и
образованием каждого обучающегося. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют
организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить
активность каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы является прежде всего
активизация каждого обучающегося с учетом именно его способностей, особенностей
его характера, навыков общения и т. д. на дальнейшую самостоятельную работу по
формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы;
– групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, как и на индивидуальных
тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим
тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ обучающихся с похожими познавательными интересами. В
рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьюторских

консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы:
мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.
Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации
обучающихся на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных
ожиданий обучающихся, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных
образовательных программ;
– коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в
группе и ее результативности; умение вести диалог, так как для эффективного
проведения консультации важны как совместная работа обучающихся и тьютора, так и
взаимодействие обучающихся между собой;
– рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в
группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного
решения.
4.2. Информационная деятельность:
информирование родителей о тьюторском сопровождении;
составление памяток, обучающимся, родителям, классным руководителям по
ликвидации существующих проблем;
 формирование папки документов тьютора.



4.3.Учебно-методическая деятельность:








изучение методической литературы по тьюторскому сопровождению;
составление графика работы с тьюторантом (группой);
составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого
тьюторанта;
оформление дневников наблюдений тьютора;
индивидуальные консультации с обучающимися, родителями (законными
представителями), классными руководителями;
ознакомление и изучение новых направлений и технологий в тьюторском
сопровождении;
выступление на заседаниях методических объединений школы-интерната.

4.4. Диагностико-аналитическая деятельность:




формирование банка данных детей, испытывающих трудности в обучении;
отслеживание продвижения обучающихся;
отслеживание итогов успеваемости.

Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий,
эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не
наносящих вред обучающимся.
4.5. В процессе организации деятельности тьютор:


составляет план работы на четверть и учебный год;




организует тьюторское сопровождение в рамках реализации ИОМ;
отслеживает еженедельное продвижение обучающихся через Дневник
наблюдения.

4.6. Трудовые действия тьютора:















выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем,
затруднений обучающихся в процессе образования;
организация участия обучающихся в разработке ИОМ, учебных планов;
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации ИОМ, учебных
планов;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации
образовательного процесса;
педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации
ИОМ, учебных планов;
организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в
разработке и реализации ИОМ, учебных планов;
участие в реализации АООП и СИПР, обучающихся с ОВЗ;
применение методов педагогической диагностики для выявления
индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем
обучающихся;
осуществление педагогической поддержки обучающихся в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов;
консультирование обучающихся и их родителей/законных представителей по
вопросам разработки ИОМ;
реализация мер по формированию благоприятного психологического климата,
позитивного общения субъектов образования;
выстраивание доверительных отношений с обучающимся и его окружением в
ходе реализации ИОМ;
контроль и оценивание эффективности построения и реализации ИОМ.

5. ПРАВА ТЬЮТОРА
5.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по
вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности.
5.2. Получать от администрации и работников МБОУ Кокрекская СОШ информацию,
необходимую для осуществления своей деятельности.
5.3. Требовать от руководства МБОУ Кокрекская СОШ оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
5.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им
должностных обязанностей.
5.5. Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции.

5.6. Совмещать основную должность с учительской деятельностью в соответствии с
распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового
договора.
5.7. Участвовать в работе методических объединений.
5.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, ведомств по вопросам создания
условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их
социальной защиты в рамках своей компетенции.
5.9. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года в соответствии с
графиком курсовой подготовки педагогов школы.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТЬЮТОРА
6.1. Ответственность сотрудников регламентируется их должностными инструкциями.
6.2. Тьютор обязан:







принимать участие в разработке программ индивидуального сопровождения
обучающегося;
не реже одного раза в полугодие предоставлять сведения специалистам ППк о
сопровождаемом ребенке, об изменениях в состоянии развития ребенка в
процессе реализации рекомендаций;
руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими
принципами, нравственными нормами;
сохранять конфиденциальность сведений;
защищать права и интересы детей и их родителей (законных представителей).

7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ РАБОТНИКАМИ
7.1. Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по УВР,
директор МБОУ Кокрекская СОШ
7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями,
педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, медицинским
работником, обучающимися, руководителями школьных методических объединений,
родителями, администрацией МБОУ Кокрекская СОШ, а также сотрудничает со
специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для
развития личности тьюторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной
защиты в рамках своей компетенции.

8. ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЬЮТОРА

8.1. Тьютор ведет следующую документацию:









график работы тьютора (на учебный год);
программу тьюторского сопровождения (цель, задачи, нормативные
документы (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ, АООП, годовой
план учителя – СИПР));
план работы на неделю и четверть;
дневники наблюдений;
журнал учета посещений и успеваемости тьюторантов;
характеристика на тьюторанта;
анализ работы тьюторанта за учебный год.

8.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими
рекомендациями и в соответствии с инструкцией по делопроизводству, принятой в
МБОУ Кокрекская СОШ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(928) 556-65-10

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».