Положение о воспитательной работе в МБОУ Кокрекская СОШ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о воспитательной работе (далее – положение) устанавливает особенности организации воспитательной деятельности педагогических работников МБОУ Кокрекская СОШ (далее – школа) с целью создания единого воспитательного пространства, направленного на развитие личности учащихся, создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. 1.2. Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; письмом Минпросвещения от 12.05.2020 № ВБ-1011/08. 1.3. Положение регламентирует содержание и порядок организации воспитательного процесса в школе, в том числе в рамках классного руководства как отдельного вида деятельности, конкретизирует их с учетом контекстных условий работы, сложившегося распределения полномочий и ответственности при осуществлении воспитания между педагогическими работниками. 2. Цели и принципы воспитательной работы в школе 2.1. Цель воспитательной работы школы – развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа России, природе и окружающей среде. 2.2. Воспитательный процесс в школе осуществляется в целях формирования и развития личности совместно с семейными, общественными и социокультурными институтами. 2.3. Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации образовательных программ школы. 2.4. Ключевая роль в воспитательной работе школы отводится тем педагогам, деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения группы учащихся, объединенных в одном учебном классе. 2.5. Принципами организации социально значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации учащихся являются: опора на духовно-нравственные ценности народов России, исторические и национально-культурные традиции; организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; нравственный пример педагогического работника; интегративность программ воспитания; социальная востребованность воспитания; поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания; признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся; обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования; кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций). 3. Организация воспитательной работы в школе 3.1. Воспитание учащихся при освоении ими основных образовательных программ школы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых школой самостоятельно. 3.2. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии). 3.3. Воспитание осуществляется всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. 3.4. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с учащимися, является классный руководитель. Он оказывает педагогическую поддержку родителям, взаимодействует с другими педагогами, администрацией школы по вопросам воспитания детей. Задача классных руководителей создавать условия для самовоспитания ребёнка, проявления личностной свободы в освоении им своей главной социальной роли человека. 3.5. Организационную и методическую помощь классным руководителям оказывают заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, социальный педагог, руководитель методического объединения классных руководителей. 4. Особенности воспитательной работы классных руководителей 4.1. Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого учащегося, так и в отношении класса как микросоциума.Классный руководитель должен учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни учащихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой. 4.2. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Он взаимодействует с семьями учащихся, другими педагогическими работниками школы, взаимодействующими с учениками его класса, а также администрацией общеобразовательной организации. Классный руководитель также взаимодействует с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей воспитания учащихся. 4.3. В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части. 4.3.1. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации учащихся. Инвариантная часть содержит следующие блоки: 1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации учащихся в классе, включая: содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого учащегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости; обеспечение включенности всех учащихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации; содействие успешной социализации учащихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ; осуществление индивидуальной поддержки каждого учащегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социальнобытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье; выявление и поддержку учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; выявление и педагогическую поддержку учащихся, нуждающихся в психологической помощи; профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ; формирование навыков информационной безопасности; содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов; поддержку талантливых учащихся, в том числе содействие развитию их способностей; обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов учащихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования. 2. Деятельность по воспитанию и социализации учащихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая: изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы; регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности; организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия учащихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов; выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью учащихся; профилактику девиантного и асоциального поведения учащихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе. 3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся, включая: привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах учащихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка; регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса; координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся и другими участниками образовательных отношений; содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей. 4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая: взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учетом особенностей условий деятельности школы; взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности учащихся и класса в целом; взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей учащихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития; взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественноэстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.; взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения учащихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий; взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения учащихся; взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками школы (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. 5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая: участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению учащихся; участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации учащихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций; участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса. 6. Составление и ведение классным руководителем плана работы, составленного на основе рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы основной образовательной программы соответствующего уровня. 4.3.2. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от конкретных условий работы классного руководителя. Например, в классе с устойчиво низкими результатами обучения вариативный блок воспитательной работы классного руководителя может быть связан с развитием учебной мотивации у учащихся, координации работы учителей-предметников, вовлечения семьи в образовательную деятельность учащихся и т.д. Вариативная часть оформляется классным руководителем в его планах работы. 4.4. Классный руководитель самостоятельно выбирает формы и технологии работы с учащимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся, в том числе: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.); коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).